Московская областная спортивно-кинологическая общественная организация "Х легион"
Ездово-санитарные собаки

Во время Великой отечественной войны ездово-санитарные собаки существенно облегчали работу, вывозя раненых с поля боя, доставляя продовольствие, снаряды и боеприпасы на огневые позиции. За время войны верные помощники смогли доставить более 3,5 тонн боеприпасов.

Ездовые собаки являлись незаменимой частью санитарного транспорта в любое время года, помогая раненым уйти живыми с поле боя. Большим плюсом транспортировки раненных и грузов у линии фронта являлась скорость и скрытность таких перемещений.

Применение ездовых собак было опробовано в период Зимней войны с Финляндией. В 1939-1940 года курсанты двух батальонов Центральной школы служебного собаководства в сражениях на Карельском перешейке и на Кандалакшском направлении начали успешное применение нартовых собачьих упряжек. Результатом этой работы стала возможность утверждения в РККА ездово-нартовой службы
Во время Великой отечественной войны ездово-санитарные собаки существенно облегчали работу, вывозя раненых с поле боя, доставляя продовольствие, снаряды и боеприпасы на огневые позиции. В военные годы верные помощники смогли доставить более 3,5 тонн боеприпасов. Ездовые собаки являлись незаменимой частью санитарного транспорта в любое время года, помогая раненым уйти живыми с поле боя.

Так же большую помощь в прокладывании кабелей связи оказывали собаки ездово-связной службы, их упряжки быстро перевозили катушки с кабелем связи на расстояние до 2 км, одновременно раскатывая кабель.
 1942 год Отправка раненого с передовой в госпиталь на упряжке служебных ездовых собак (фотограф Леонид Великжанин)
Что требовалось от ездовой собаки?
В первую очередь, она должна быть крепкой, выносливой и здоровой. Собаки должны обладать хорошим крепким костяком, желательно без грубости и сырости, с хорошей мышечной массой.
Рост собак от 60 см в холке. В средней полосе и в условиях Севера использовались ездовые лайки, немецкие, среднеазиатские, кавказские, среднерусские овчарки, крупные метисы. Строение конечностей должно быть таким, чтобы не застревать в рыхлом и глубоком снегу, не травмироваться.
У собак ездовой службы приветствовалась плотная двойная шерсть, позволяющая чувствовать себя комфортно даже в самые сильные морозы и переночевать в снегу. В ходе подготовки собаки развивали выносливость и были способны быстро восстанавливать после длительных и тяжелых переходов.

На южных фронтах использовались для этой цели и другие породы собак: жесткошерстные и короткошерстные континентальные легавые, сеттеры, доги, борзые и их метисы, хотя и имевшие слабый шерстный покров, но достаточно мощные и выносливые для работы в этих условиях.

Окрас животных большого значения не имел, но в зимнее время на темных собак шили белые накидки в целях маскировки.


Собаки использовались для доставки боеприпасов, амуниции и продуктов питания, а также для эвакуации пострадавших в госпиталь. На особо опасных участках фронта ездовые собаки являлись основным, а иногда и единственным видом транспорта. Их обучали не испытывать страха перед взрывами и стрельбой, четко и быстро выполнять команды, скрытно доставлять грузы на открытой местности. Учитывая эти особенности, командование часто отправляло санитарных инструкторов с ездовыми собаками на самые сложные участки фронта.


1945 год. Раненый доставлен в медсанбат. Германия, район Зееловских (Зеловских) высот.
Во время суровой и снежной зимы 1939-1940 гг., когда дороги занесло снегом и лесистая местность делала использование автотранспорта и лошадей ограниченным, ездовые упряжки собак стали наиболее результативным и оперативным средством для эвакуации раненых с переднего края. Вожатый упряжки мог подойти к раненому без помощи санитаров, а санитарные носилки, закрепленные на специальной установке на лыжах, обеспечивали плавность движения по снегу и предотвращали тряску для раненого
Носилочно-нартовая установка
26 мая 1942 года Генеральным штабом РККА были созданы отдельные отряды собачьих санитарно-нартовых упряжек для боевых действий на Севере. Первоначально сани и лыжи использовались для транспортировки. Но бездорожье и препятствия в Заполярье вскоре сделали их непригодными. Более удобной альтернативой оказалась упряжка собак в специально изготовленной лодке-волокуши, которая обивалась железом для легкости движения. На Карельском фронте в период с 1942 по 1944 годы действовали следующие отдельные отряды: 41-й отдельный отряд собак нартовых упряжек 26-й армии, который с апреля 1944 года входил в состав 31-го стрелкового корпуса 14-й армии; 59-й отдельный отряд санитарно-нартовых упряжек 19-й армии.


Ездово-санитарные упряжки хорошо себя зарекомендовали. Начинается подготовка офицерского личного состава и обучение собак в Центральной и окружных школах служебного собаководства.
Цитата из книги Владимира Леонидовича Швабского “Собаки на Воинской службе”:

"Всего за 1941 г. Центральной школой было сформировано, подготовлено, оснащено и направлено в действующую армию: ездово-нартовая служба: личного состава — 127; собак — 361.
В 1942 году было подготовлено: ездово – санитарная – 1835 человек, собак – 4338.
За 1943 г. работа подразделений школы на фронте выражалась следующими показателями: ездово-санитарными упряжками собак эвакуировано с поля боя 183376 человек раненых, подвезено на передовую различных грузов – 2390 тонн;
Всего за 1943 г. подготовлено и направлено в действующую армию на фронт Ездово-санитарная — 1921 человек, из них: офицеров — 81, сержантов — 401, вожатых — 1439, собак — 6989.
Всего в 1944 г. ЦВТШД КА подготовлено и отправлено на фронт — Санитарно-нартовая — 895 человек, из них: офицеров — 40, сержантов — 168, вожатых — 687, собак — 2410.
В январе — феврале 1945 г. Центральная школа продолжала работу по формированию, обучению и отправке на фронт санитарно-нартовых отрядов:
12 февраля 1945 г. школа сформировала и отправила на 1-й Украинский фронт 60-й отдельный отряд собак санитарно-нартовой службы по штату № 027/312. Состав отряда: офицеров — 6, сержантов — 27, вожатых — 119, собак — 402."

Собачьи упряжки на фронте - транспортировка боеприпасов. Карельский фронт, Массельгское направление,1943. "национальный музей республики Карелия"
Подготовка личного состава велась непосредственно в частях, где имелся необходимый опыт работы с упряжками в боевых условиях. Вожатые готовились в течении 26  учебных дней с ежедневными четырехчасовыми занятиями, в ходе которых обучающиеся приобретали знания по медицинской подготовке для оказания помощи раненым, укладки раненого на носилки или лодочки волокуши, основам ухода за собаками, отработка с собаками команд, необходимых для управления упряжкой, а также спокойного отношения собак к выстрелам и взрывам в условиях ведения боя.

Дрессировка собак ездово-санитарной службы



Среди мобилизованных собак велся отбор, главное для ездовой собаки — подходящий темперамент и обучаемость. В ездово-санитарной службе не было необходимости в родословной. Собаки отбирались по весу, размеру, общему здоровью, темпераменту.

День красной армии, у пулемета, Казань, 1929. Фотограф Лаптев Владимир Лукич

Для работы требовались собаки с устойчивой нервной системой - сангвиники или флегматики, индивидуальный отбор на совместимость собак в одной упряжке тоже велся специалистами. В упряжке работали животные одного пола, чаще всего кобели, так как приучение их к друг другу давалось быстрее и проще.

По воспоминаниям ветеранов драки между собаками случались только из-за корма в периоды осложнения в снабжении мясом или по нерадивости тех вожатых, которые не следили за поведением собак.

Приучение собак друг к другу во избежание будущих драк вожатые проводили во время обучения их службе и содержания на месте. Если какая-либо собака проявляла агрессивные намерения по отношению к другой, вожатые прекращали разнимали собак и старались скорректировать поведение
Санинструктор Колесникова Е.Ф. эвакуирует раненого с поля боя на собачьей упряжке. Волховский фронт, 1943 год. Фотограф Лосин Борис Семенович (Соломонович) (1919-1990)
Прежде чем приступить к специальной подготовке собак для службы в упряжке, необходимо обучиться общим навыкам. К обязательным и минимальным навыкам, обеспечивающим возможность управления и обучения собаки, относятся:
1) Подход к дрессировщику ("Ко мне");
2) Прекращение нежелательных действий ( "Фу");
3) Стоять
4) Лежать
5) Безразличие к выстрелам и другим громким звукам.

Фотоальбом № 5 собачий транспорт. 14 армия 1944 год Мурманское направление. Фотограф Козьминский Иосиф Иванович.
Прежде чем упряжка выходила на боевое задание, должны были быть четко отработаны следующие навыки:
  1. Безразличие к специальному снаряжению.
  2. Спокойное и дружелюбное отношение друг к другу без проявления агрессивной реакции.
  3. Умение двигаться вперед по прямой и перевозить нарты или буксировать лыжника ("Вперед").
  4. перевозка груза на упряжке,
  5. повороты и остановка по команде,
  6. немедленная укладка при остановке и выдержка в положении лёжа в течение 15 минут без вожатого,
  7. подход из-за укрытия по подзыву вожатого,
  8. привыкание собак к элементам боевой обстановки и спокойной работе без лая.

Лай демаскировал упряжку и мог стать причиной гибели вожатого и раненого!
Транспортировка раненых на лодочках волокушах в медсанбат, Ленинградский фронт из коллекции "Военно-медицинского музея" Министерства обороны, даритель Блинов Александр Иванович 1922 г.р.
Постепенно развивается материально-техническая база, совершенствуются приспособления для перевозки грузов и раненых:
  1. трёхкопыльные и четьфёхкопыльные сани-нарты
  2. лыжная установка Гришина и Голубева
  3. лодочка-волокуша
  4. колёсно-носилочная установка
  5. колёсная установка для наведения телефонных линий.
Из наставления по подготовке служебных собак
В течение всего периода боевых действий с помощью собачьих ездово-санитарных упряжек было эвакуировано с поля боя около 700 тысяч бойцов и командиров вместе с их оружием, а также перевезено более 3682 тысяч тонн различных грузов.
С 1941 по 1945 годы собаки, используемые в ездово-нартовых упряжках, выполняли различные задачи в массовом масштабе. Около 15 тысяч собак и 4500 упряжек работали круглогодично, используя лодки-волокуши в снежных районах, лыжные установки в неснежных районах и кустарные тележки в летний период, с помощью которых наши бойцы прошагали от Москвы до Белграда. После войны санитарное управление Советской армии совместно с Центральной школой разработали легкие и удобные тележки на резиновом ходу, которые успешно прошли испытания.
Партнеры
Если вы заинтересованы стать партнером или спонсором проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами dar.ko@list.ru
Made on
Tilda